in

Диагностика и развитие мотивации учащихся

Диагностика и развитие мотивации учащихся

Мотивация во время учебной деятельности формируется в ходе проведения специальных мероприятий, направленных на совершенствование различных навыков учащихся. Диагностика и развитие мотивации – длительный процесс, требующий высокой отдачи как со стороны учителя, так и учащихся.

Мотивация учащихся и ее развитие

Выделяют несколько основных факторов, позволяющих сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности. Первым из них является содержание учебного материала. Поскольку сами по себе учебная информация, содержание обучения вне потребностей ученика не несут для него какого-либо важного значения, и, следовательно, не побуждают к учебной деятельности, учебный материал необходимо подавать в такой форме, чтобы вызвать у школьников эмоциональный отклик, осуществить активизацию познавательных психических процессов.

Стиль педагогической деятельности также оказывает влияние на формирование мотивов учения, а также взаимоотношений с учащимися. При авторитарном стиле формируется «внешняя» мотивация учения, мотивы «избегания неудачи», задерживается формирование внутренней мотивации. При демократическом стиле педагога, наоборот, формируется внутренняя мотивация, а попустительский стиль способствует снижению мотивации учения и формирует только «надежду на успех».

Диагностика мотивации

Организуя учебную деятельность, важно вести диагностику мотивации учащихся в самом ее начале. Помимо мотивационного этапа изучение каждой темы или раздела должно включать еще два этапа: операционально-познавательный и рефлексивно-оценочный.

На мотивационном этапе главными становятся сообщение, почему и с какой целью учащиеся должны изучить данный раздел программы, постановка основной учебной задачи данной работы. На этом этапе необходимо предъявить к учащимся определенные требования. Они могут затрагивать содержание: дисциплину и работу на уроках; форму: свернутые, развернутые действия, (замечания, указания, мимика). Важным аспектом являются алгоритмы; индивидуальные и единые: общие, детальные и групповые; прямые и косвенные.

На операционально-познавательном этапе уже важно, чтобы учащийся начинал самостоятельно действовать. Здесь необходимо создавать ситуации различного характера: интеллектуальные (проблемные, поисковые, дискуссионные, противоречия, ссоры), игровые (познавательные игры, соревнования), эмоциональные (успех, увлеченность темой). Важно продемонстрировать, что при групповой форме учебной деятельности создается лучшая мотивация, чем при индивидуальной. Также важно наличие положительных эмоций, возникающих от деятельности и достигнутых результатов.

Рефлексивно-оценочный этап включает анализ проделанной работы, анализ ошибок и оказание необходимой помощи, сопоставление результата с поставленной задачей и итоговой оценкой работы. Необходимо проводить подведение итогов так, чтобы ученики были удовлетворены проделанной работой, тем, как они преодолели возникшие трудности, что в дальнейшем приводит к формированию ожидания эмоциональных переживаний в будущем. Таким образом, данный этап представляет собой своеобразное «подкрепление» учебной мотивации и приводит к формированию ее устойчивости.

Повышение мотивации учащихся

Народная мудрость гласит: тот, что хочет, ищет возможности, тот, кто не хочет – причины. Такой подход как никогда справедлив, когда дело касается учебы. Если ребенок хочет учиться, он будет искать дополнительные способы получить знания: запишется на факультатив, станет брать дополнительные задания, будет черпать информацию в интернете. С другой стороны, если школьник учиться не хочет, ему не помогут никакие репетиторы. Вернее, эффект от таких занятий, конечно, будет, но куда меньший, чем если бы у ученика была соответствующая мотивация. Вот только как ее развить? И чья это задача – повышение мотивации учащихся – учителей или родителей?

Задачи учителей или родителей?

Безусловно, в повышении мотивации учащихся заинтересованы все, кого касается педагогический процесс. Учитель – потому что с мотивированным учеником работать легче. Родитель – потому что его ребенок быстрей и лучше усваивает материал, а значит, шансы на поступление в вуз растут. Ученик – потому что тогда процесс учебы доставляет удовольствие, а не воспринимается как тяжелая кабала.
Так что говорить о том, что повышение мотивации учащихся – задача исключительно учителей или родителей, не стоит. Как показывает практика, наилучший результат достигается тогда, когда мамы-папы и педагоги работают в связке. Это значит, что каждый со своей стороны делает все, чтобы ребенок захотел учиться. Кстати, а что именно нужно делать?

Как повысить мотивацию учащихся

К сожалению, единого рецепта, как повысить мотивацию учащихся, не существует. Все дети разные, у них свои ценности и увлечения, соответственно, и стимул к учебе у каждого свой. Задача родителей и учителей – найти ключик, свой подход к ученику, чтобы тот захотел учиться.

Что же могут сделать родители? Самый простой путь – предложить вознаграждение за хорошую учебу. Это могут быть деньги, подарок, поездка и т.п. Кажется, проблема решена. Однако психологи такой подход обычно не одобряют. Ведь в таком случае ребенок начинает учиться не ради знаний, а ради отметок, а к учебе вырабатывается потребительский подход. Если родитель хочет повысить мотивацию учащегося, ему стоит самому начать учиться вместе с ребенком: ходить в музеи, читать книги, одним словом, показывать, что все свободное время он посвящает самообразованию. Тогда и ребенок начнет брать с него пример и тянуться к учебе.

А как учитель может повысить мотивацию учащихся? Во-первых, постараться сделать уроки интересными. Во-вторых, найти подход к ребенку. Кого-то нужно хвалить и поощрять, и тогда он начнет лучше учиться. А кто-то начинает учиться после “двойки” или замечания.
Одним словом, если хотите повысить мотивацию школьника, работайте в связке родители-учитель. И все у вас получится!

Оцените статью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

15 + девять =

Детский лагерь Мандарин в Крыму

Детский лагерь Мандарин в Крыму

Чем развлечься в школе на перемене

Чем развлечься в школе на перемене?