in

Акцентуация характера у подростков

Что это такое?

Акцентуация характера у подростков

Истинное значение народной мудрости о маленьких детках, приносящих маленькие бедки, многие родители начинают понимать в самый ожидаемый, и оттого еще более неожиданный период взросления их ребенка – в тот прекрасный день, когда их замечательный и воспитанный ребенок ни с того ни с сего превращается в неуправляемого и непредсказуемого подростка. Озадаченные взрослые бессильно разводят руками – ничего не поделаешь, трудный возраст. Как узнать причину возникновения этих трудностей, чтобы по возможности сгладить их последствия?

Акцентуация характера у подростков – возрастная закономерность или психическое отклонение?

Подростковые проблемы не возникают внезапно – каждая неадекватная реакция взрослеющего ребенка является следствием усиления отдельных черт его характера, своеобразным обострением доминирующих качеств личности, выступающих в позитивно-негативном тандеме. Любой ребенок имеет сильные и слабые стороны личности – основные достоинства и недостатки, которые его характеризуют, но если в детстве эти проявления выражаются не так интенсивно или планомерно подавляются, то в подростковом возрасте наиболее явные качества могут проявиться в гипертрофированной форме. Феномен избранного усиления качеств психологи называют акцентуацией характера.

Согласно концепции Андрея Личко, в подростковом возрасте у многих детей начинает проявляться так называемая темная сторона их личности, к которой можно отнести не только отрицательные качества, доведенные до максимализма, но и качества-перевертыши, сопутствующие положительным чертам характера. Акцентуация характера у подростков, по мнению Личко, – это пограничное состояние между обострением и частичным психическим расстройством, которое может развиться на фоне неразрешенного внутреннего конфликта в ходе становления личности и социальной адаптации.

По данной теории существует 11 типов акцентуаций, обусловленных проявлениями наиболее ярких черт характера подростков. При помощи этой классификации можно не только понять состояние и мотивы действий подростка, но и предотвратить многие нежелательные проявления, выражающиеся в асоциальном поведении (алкоголизм, наркомания, воровство, бродяжничество и т.п.).

Активные и неусидчивые дети, стремящиеся к лидерству и жаждущие новых впечатлений по мере взросления могут проявить себя как бунтари и заводилы (гипертимный тип), но могут и периодически впадать в уныние, резко сменяемое эмоциональным подъемом (циклоидный тип). Крайняя степень нестабильности, выраженная в постоянных сменах состояния подростка, может зачастую приводить к неожиданным вспышкам бурного веселья или вселенской грусти (лабильный тип).

Восприимчивые, вдумчивые, чувствительные, а также раздражительные или капризные дети могут остро реагировать на происходящие события и чужое мнение, впадая в уныние от малейших неудач (сензитивный тип); раздражаться по малейшему поводу, параллельно отыскивая у себя множество несуществующих болезней (астено-невротический тип); комплексовать по любому поводу, имея множество навязчивых идеи, фобий (психоастенический тип).

Замкнутые и неуверенные в себе дети в подростковом возрасте могут полностью отрешиться от внешнего мира, своих родителей и сверстников, удаляясь в мир своих фантазий (шизоидный тип); избалованные и эгоистичные дети в таком возрасте могут проявлять повышенную раздражительность и даже жестокость в стремлении доказать свою значимость и независимость (эпилептоидный тип); любители показных действий и театральных жестов зачастую могут допекать своих родителей различными выходками, добиваясь внимания к своей персоне (истероидный тип).

Дети, не проявляющие инициативу и с легкостью меняющие свое мнение в зависимости от круга общения, пытаются в подростковый период примкнуть к «стае» и скопировать чужие принципы, не всегда являющиеся позитивными (конформный тип); дети, не проявляющие интереса ни к одной сфере деятельности, готовы тратить все свое время на развлечения и отдых (неустойчивый тип).

Знание основных черт характера – ключ к пониманию проблем подростка

Разделения на типы характеров весьма условны – как правило, подростковые проблемы имеют более сложную и неоднородную структуру, однако, если говорить об акцентуации характера подростка как о возможных проявлениях наиболее ярких черт личности, то данная классификация сможет стать подсказкой на пути понимания и предотвращения больших бедок у больших деток.

Оцените статью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

3 × пять =

Правовое воспитание - понятие, формы и методы

Правовое воспитание – понятие, формы и методы

План воспитания - а нужен ли он

План воспитания – а нужен ли он?