Государственные телеканалы, интернет СМИ и печатные издания регулярно оповещают об успехах государства в развитии и поддержке гражданского воспитания молодежи. Депутаты и кандидаты на государственные должности произносят громкие речи о необходимости создания гражданского общества на основе молодежи. Что в действительности означает гражданское воспитание молодежи в наши дни и какие ориентиры стремятся навязать сегодня подросткам?
Гражданское воспитание молодежи
Опыт давно ушедшие в историю лихих 90-е с их либерализмом и полной свободой доказывает необходимость гражданского воспитания молодежи государством. Основным направлением такого воспитания считается формирование в подростках умения независимо оценивать явления и события, составлять собственную точку зрения. Сегодня гражданское общество нуждается в сильных и внутренне свободных личностях, именно на формирование такого активного взгляда на мир и должно быть направлено гражданское воспитание в России.
Настоящее состояние воспитательной системы отличается отсутствием единой системы ценностей и жизненных ориентиров. Экономически активная составляющая населения страны (в возрасте от 25 до 40 лет) были воспитаны в период полного отсутствия воспитания, а потому основными характеристиками общества сегодня являются жестокость, агрессия, падение нравственности, недоверие к власти. Подобное состояние общественного сознания лежит в основе основных экономических и социальных проблем.
Государственная программа, направленная на создание активного гражданского общества, разработана для воспитания независимо мыслящей молодежи.
В наши дни молодой человек имеет возможность общаться и обмениваться информацией с представителями разных стран и народов, сравнивать степень свободы общества и адекватно оценивать свою страну. Гражданское воспитание позволит обществу стать реальной силой, на которую государство будет вынуждено обращать внимание. Основной задачей гражданского воспитания считается формирование в учащемся предмета для гордости и любви к своей стране, формирование желания принимать активное участие в политике и экономике, формирование ответственности за свою деятельность.
Российская действительность в сфере воспитания молодежи
В действительности, образовательные и воспитательные программы, подготовленные на местах, лишь повторяют основные мысли пионерских и комсомольских организаций, которые устарели 30-40 лет назад. Сегодня фактическое гражданское воспитание в школах сводится к выучиванию гимна, чтению конституции и запоминанию основных государственных праздников. Подростки как и десять лет назад предоставлены сами себе, общество лишь в малой степени воздействует на формирующиеся идеалы молодежи, не оставляя возможности для социального и духовного роста.
Гражданское воспитание молодежи в наши дни считается одним из важнейших условий формирования и развития успешной экономики и политики. Социальная направленность общества, необходимость сильных гражданских лидеров ясно осознается государством. Однако, реальные воспитательные меры далеки от государственной программы и потребностей современного общества.