Если игрой называть любую деятельность, подчиняющуюся конкретным правилам, то в этой интерпретации мир превратится в огромную игровую площадку, на которой взрослые примеряют на себя различные роли. Под этим утверждением подписались бы не только Шекспир и Хейзинга, говорившие об игровом характере человеческих взаимоотношений, но и множество других известных мыслителей. Однако говоря об игре с позиций детства, мы придаем этому процессу несколько иной смысл.
Формирование и развитие личностных качеств ребенка в процессе игры
Вся разница между взрослыми и детскими играми заключается в наличии или отсутствии какой-либо цели (речь сейчас идет о прагматическом содержании взрослой игры, где целью выступает определенная выгода или результат, а не о соревновательном аспекте спортивных игр, в которых целью считается победа). Дети убирают из взрослых игр элемент серьезности и практичности, сохраняя лишь основную конструкцию действий и правил – в итоге получаются «чистые игры» (игра ради игры), представляющие соб ой имитацию реальных действий.
К примеру, во время игры в продавца и покупателя, дети не ставят перед собой конкретных целей – продать подороже или купить подешевле, в данной ситуации их интересует сам процесс, свидетелями которого они зачастую бывали. Именно сам процесс, имитирующий повседневную деятельность взрослых, доставляет детям искреннее удовольствие. Игры-имитации (сюжетно-ролевые или творческие игры), правила и сюжет которых придумывают сами дети, помогают малышам познавать мир, формировать свое отношение к происходящим событиям, знакомиться с различными моделями поведения взрослых.
В игровой форме дети знакомятся с окружающими их предметами и явлениями (манипуляция в раннем возрасте, творческие и дидактические игры у детей от 3-х лет), усваивают правила поведения в обществе, учатся оценивать ситуацию и строить взаимоотношения с окружающими людьми. В игре ребенок передает свое понимание действительности – именно поэтому ненавязчивое вмешательство взрослого, корректирующего поведение участников игры, помогает малышам более адекватно оценивать ту или иную ситуацию в дальнейшем. Сюжетно-ролевая игра – это своеобразная репетиция (проигрывание) реальных жизненных ситуаций.
Большим значением для развития личности детей обладают всевозможные развивающие (обучающие – дидактические) и подвижные (командные) игры, придуманные взрослыми (родителями, педагогами) и направленные на получение конкретных знаний и умений в непринужденной, игровой форме.
Воспитательная функция игры
Обучающие, подвижные и творческие (ролевые) игры направлены на развитие мышления, воображения, памяти и речи у детей, однако помимо психических, умственных процессов в играх задействуется и эмоциональная сфера ребенка – в процессе взаимодействия со сверстниками и со взрослыми, вовлеченными в игру, происходит формирование духовно-нравственных принципов, лежащих в основе гармоничного развития личности.