Расскажите малышу, что каждый день нам всем приходится общаться с цифрами – когда мы набираем номер телефона, чтобы позвонить, когда расплачиваемся на кассе в магазине, когда нам дают чек с цифрами, показывающими, сколько мы заплатили, когда мы дожидаемся автобуса или поезда своего маршрута, который приходит строго по расписанию, и так далее.
Если вы объясните малышу, что, куда ни глянь, везде мы встречаемся с цифрами, ему самому захочется научиться считать. Покажите ребенку, что цифры живут рядом с нами. Когда вы едете с ребенком в автобусе или идете по улице обратите его внимание на номера домов, ценники в витринах магазинов или номера на машинах. Покажите ему какую-нибудь цифру и пусть он обязательно назовет ее вслух. Не огорчайтесь, если, к примеру, при виде цифры 16 он скажет – “один и шесть”. Объясните, что когда эти две цифры рядом, они образуют новое число – шестнадцать.
Если вам удастся таким образом познакомить ребенка с цифрами до 20, это уже будет большой успех для его возраста. Еще можно попросить ребенка самого набрать номер телефона его друга. Для этого на листке бумаги крупно напишите цифры номера и объясните своему малышу, что цифры надо набирать слева направо. Радость от первого самостоятельного набора номера будет огромной – ведь он сам смог набрать номер и дозвониться!
В дошкольном возрасте хорошо познакомить ребенка с такими мерами веса, как граммы и килограммы. Если у вас есть кухонные весы, положите на них яблоко, и пусть ребенок попробует по стрелке весов определить, сколько оно весит в граммах. А потом положите на весы еще несколько яблок, чтобы получился килограмм, и объясните малышу, что такое один грамм и один килограмм. Потом можно поставить ребенка на напольные весы и показать ему, сколько он весит. Пусть он сам попробует определить свой вес в килограммах и граммах. После этого можно поочередно взвесить всех членов семьи, книжки, кошку (если она вырывается, то на ваших руках) и так далее.
Потренировавшись так некоторое время, затем можно поиграть в угадайку – попробовать научить ребенка сравнивать вес предметов. Спросите ребенка, сколько, по его мнению, может весить его любимый апельсин. Объясните, что по размеру апельсин похож на яблоко, только немного побольше (или поменьше). Если яблоко весило 100 граммов, то сколько приблизительно может весить апельсин? Пусть малыш подумает, вспомнит, сколько весило яблоко и сравнит его с апельсином. Затем взвесьте апельсин и скажите: “Вот молодец, ты почти угадал! Апельсин совсем немного тяжелее яблока. Давай-ка узнаем поточнее, сколько он весит! Посмотри на весы и скажи. Мне это очень интересно.” И вместе с ребенком определите настоящий вес апельсина.
Также можно поступить с толстой и тонкой книжкой. Пусть ребенок сначала сам прикинет, сколько они могут весить по отдельности, а потом самостоятельно их взвесит поврозь и вместе. А потом их можно будет положить в рюкзачок, с которым он ходит в детский сад, и взвесить еще раз.
Родителям, кстати, тоже полезно знать, насколько тяжел рюкзак с книжками или тетрадками, которые ребенок берет с собой. Занимаясь уборкой комнаты перед сном, можно предложить ребенку посчитать, сколько книжек он сегодня прочитал и теперь ставит на полку, сколько машинок убирает в шкаф (при этом пусть посчитает, сколько у него, к примеру, красных машин, а сколько машин другого цвета). Или попросите малыша достать из шкафа носки и тут же спросите его: ”Кстати, а сколько у тебя всего носочков, неужели больше, чем у папы? Ну-ка, посчитай, это так интересно!” И так далее.
Очень полезно, когда вы точно знаете, что ребенок знает правильный ответ, сделать вид, что как раз вы правильного ответа не знаете, то есть понарошку ошибиться. Загляните на полку, где хранятся его носочки, и скажите: “Посмотри, здесь почему-то только три носочка, куда же делся еще один?” Ребенок будет счастлив вас поправить и показать, что там на самом деле четыре носка.
Не забывайте хвалить малыша, даже когда он немного ошибся, и показывать ему, что вам очень интересно, как он считает. Тогда малыш будет очень стараться и тем самым вы разовьете в нем желание считать.
Дочка очень проявляет интерес к счету и цифрам, любит считать ступеньки, говорит, мама тоже считай, считаем ее мягкие игрушки, машинки, считаем папу, маму и бабушку 🙂