У человека любого возраста должны иметься цели. Они наполняют жизнь смыслом, раскрашивают ее. Иначе – скучно жить. А характер ребенка только формируется. Ведь ребенок дошкольного возраста все время знакомится с новыми видами деятельности и новыми системами отношений. Отсюда и появление новых мотивов. И качество их оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка.
Мотивация ребенка дошкольного возраста
Всякий родитель желает, чтобы его дитя было счастливо. Метод кнута и пряника в мотивации ребенка дошкольного возраста и его воспитании действенен лишь для того, чтобы вырастить хорошего исполнителя. Но разве это устроит родителей? Ведь они хотят, чтобы их ребенок вырос во всесторонне развитую личность и мог сам выбирать цели и задачи в жизни. Поэтому кнут и пряник в качестве стимулов – это мало. К мотивации ребенка дошкольного возраста надо подходить нестандартно и творчески, тогда надежды родителей оправдаются, и из их ребенка получится личность. Так как же правильно мотивировать ребенка?
Поведением ребенка управляют мотивы. И он умеет их выделять. Самым сильным мотивом для него является поощрение. Но тут главное – не переборщить. Иначе без ожидания поощрения ребенок ничего не станет делать. И все его деяния, пусть самые лучшие и ожидаемые родителями, будут носить корыстный интерес.
Мотивом более слабым является наказание. Так же, как и запрещение, наказание может ослабить или даже подавить тягу ребенка к определенным действиям и выработать понятие «нельзя». Однако поощрение за отказ совершить неблаговидный поступок будет более сильным мотивом, нежели наказание за его совершение.
Мотивация, основанная на обещании ребенка сделать что-либо, самая слабая. Часто такое обещание просто забывается и, как следствие, не выполняется. Рассчитывать на то, что слово, данное дошкольником, будет обязательно сдержано, и что обещание для него будет мотивом исполнить обещанное – особо не стоит. К тому же, требования родителей к ребенку пообещать что-то сделать, при частом невыполнении обещанного приводят к появлению у дошкольника таких черт характера, как необязательность и беспечность.
Слабым мотивом для ребенка дошкольного возраста является и запрещение. Если оно не усилено другими мотивами, как наказание или поощрение, запрещение останется для ребенка пустым звуком, поскольку сознательно ограничивать свои желания в этом возрасте трудно.
Снова следует напомнить, что метода кнута и пряника будет недостаточно. А вот ролевые игры, грамотно проводимые взрослыми, контролирующими поведение ребенка, будут более действенно формировать его поведение. И побуждения ребенка вначале будут удерживаться присутствием взрослых, а затем уже самостоятельно их воображаемым контролем.
В мотивации ребенка все зависит от взрослых
Правильная мотивация ребенка дошкольного возраста крайне важна для формирования его личности. Именно в эти года складываются основы его характера, и от взрослых, что его окружают, зависит, каким станет этот пока еще маленький человек.