Педагоги утверждают, что стремление к внутренней свободе присуще каждому человеку. И чуть ли не с пеленок ребенок дает нам, взрослым, это почувствовать. На самом деле, полная свобода – не совсем то, что детям нужно. Ребенок, которому разрешается все, чувствует себя несчастным. Ему кажется, что родителям просто безразлично, что он делает, а значит – что они его не любят. Как же найти золотую середину? Конечно, все дети разные. Один ребенок уже с двух лет радостно делает все сам. Другой и в 20 держится за мамину юбку.
Детские психологи советуют подстраиваться под новорожденного малыша, постепенно корректируя его жизненный ритм с жизнью взрослых. С 4-х месяцев любимые развлечения малыша – стучать, кидать. Все эти действия, как бы они не раздражали взрослых, не надо запрещать. Ведь таким образом ребенок познает мир. А ходунки дают малышам неизведанную еще радость свободы движения. Постарайтесь, чтобы ваш запрет в преодолении новых горизонтов был минимальным. Просто уберите подальше опасные предметы и ценные вещи, отдав малышу на откуп старые журналы, кастрюли и т.д.
От года до трех любимой фразой на устах вашего ребенка становится “Я сам”. Нередко, нет терпения ждать, пока ребенок возится час там, где вы завершили бы дело за несколько минут, все же позволяйте ему чаще наслаждаться самостоятельностью. Направьте его энергию в “мирное русло”. И пока у малыша есть желание все делать самому – самое время прекратить кормить его с ложечки, научить одеваться самостоятельно. Если видите, что у малыша что-то не получается, не спешите с критикой. Не забывайте хвалить его: “Ты молодец, что сам надел штанишки. Только рубашечку немножечко не так застегнул, давай поправлю”.
Очень часто, приучая ребенка к порядку, мы, сами того не желая, ограничиваем ее в творчестве. Целые игрушки не оставляют пространства для экспериментов. Зато поистине неограниченные возможности таят в себе всевозможные обломки, детали, пуговицы, пружинки. Конечно, мы не можем позволить ребенку устраивать из квартиры помойку. Поэтому в качестве компромисса – приготовьте специальную коробку для сломанных игрушек. И увидите, как часто дети будут интересоваться ее содержимым. Ведь к старому кубику, например, можно приставить колеса, и будет машинка.
В этом возрасте ребенок начинает налаживать отношения с другими детьми. Чтобы ребенок разобрался, где он прав, а где нет, не вмешивайтесь, а просто обсуждайте с ним сложные ситуации, как бы он сам поступил, оказавшись на месте того «разбойника», который его оскорбил.