in

Психология воспитания приемных детей

Психология воспитания приемных детей

Статистика показывает, что в последнее время отмечается рост количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В то же время, отмечается увеличение количества случаев, когда семьи берут на воспитание детей. То есть, увеличивается количество семей, перед которыми встает вопрос: «А как же воспитывать приемного ребенка?»

Мотивация усыновления

Прежде всего, взрослые люди, которые усыновляют или берут на воспитание детей, должны разобраться, зачем они это делают. Специалисты выделяют пять основных мотивов усыновления.

1. Семья, в которой умер ребенок, берет на воспитание малыша, оставшегося без родителей. В этом случае приемный ребенок служит как бы заменой умершему. Родители ожидают, что он будет таким же, как тот, который умер. На ребенка возлагаются надежды, которые он в принципе не может осуществить.

2. Проблемы со здоровьем мешают родить собственного ребенка, и супруги решают усыновить малыша. В таких семьях нередко возникает тесная связь между матерью и долгожданным ребенком, отец отодвигается «на периферию» семьи. Вследствие этого возникают проблемы как с чрезмерно опекаемым ребенком, так и между приемными родителями.

3. Мотив совершения добрых дел может стать причиной усыновления ребенка. В таких семьях приемные родители бессознательно или вполне осознанно ожидают благодарности от ребенка. Отсутствие выражения благодарности воспринимается ими как отсутствие любви со стороны ребенка.

4. Некоторые семьи берут на воспитание или усыновляют детей в попытке доказать свои педагогические способности. В таких случаях любое отклонение в поведении ребенка рассматривается как проблема, на помощь призываются специалисты – медики и психологи. Ребенка не столько воспитывают, сколько исправляют.

5. Одинокая женщина усыновляет ребенка в попытке избавиться от одиночества. Пока ребенок мал, между ним и мамой существует тесная связь. Проблемы возникают на этапе отделения ребенка – для женщины оказывается трудным отпустить ребенка от себя.

Воспитание ребенка – психология воспитания приемных детей

Вот уже позади этап оформления всех юридических формальностей, документы собраны, и приемный ребенок оказывается в семье. И начинается этап адаптации к новой жизни. При этом как ребенок адаптируется к приемной семье, так и приемная семья адаптируется к ребенку.

Первый месяц нахождения ребенка в семье специалисты называют «медовым месяцем». У приемных родителей сбылась мечта – в семье появился ребенок. Приемный сын или приемная дочь тоже оказались в семье, с папой и мамой, о которых мечтали. Кажется, что нет никаких проблем. Девочка или мальчик, стараясь понравится новым родителям, ведут себя практически идеально, родители довольны новым ребенком.

Но вот первые восторги проходят, и начинается второй период адаптации к новым условиям. Ребенок начинает проявлять свое Я, свой характер. Кто-то становится капризным и раздражительным, кто-то замыкается в себе, другие ведут себя чрезмерно активно. Это происходит не потому, что ребенок «стал плохим» или специально изводит родителей. Он просто пытается привыкнуть к новым условиям, проявить себя и установить границы дозволенного. Но этом этапе многое зависит как от характера приемного ребенка, так и от его жизненного опыта.

У родителей, особенно у мамы, наступает усталость от возросших обязанностей по хозяйству, от «трудного» поведения ребенка. На фоне этого могут даже появиться признаки депрессии и мысли о том, что она плохая мать и не сможет справиться с ребенком.

Считается, что адаптация ребенка к семье и семьи к ребенку завершается в среднем через год. За это время у ребенка появляется чувство защищенности и стабильности, он успевает полюбить приемных родителей. Поведение ребенка становится спокойным и предсказуемым. Да и родители уже полюбили нового члена семьи и нашли к нему подход. Но и после успешной адаптации семьи с приемным ребенком сталкиваются со специфическими проблемами.

Воспитание ребенка: Тайна усыновления

Сохранять или не сохранять в тайне информацию о том, что ребенок был усыновлен? Перед этой проблемой оказываются семьи, усыновившие маленького ребенка, который не знает о том, что его усыновили.

Пытаясь оградить ребенка от стресса, некоторые приемные родители пытаются скрыть эту информацию от ребенка. И в самом деле, как ребенок отнесется к этому? Не окажется ли факт усыновления травмой для него?

Однако, специалисты, имеющие дело с приемными семьями, считают, что скрывать усыновление не следует. Родственники, соседи, друзья, знакомые, сотрудники дома малютки оказываются посвященными в тайну усыновления. И с каждым годом, особенно по мере того, как ребенок становится подростком, приемные родители все больше тревожатся о том, что тайна станет известна ребенку. Как отреагирует ребенок, если узнает от посторонних лиц, что он не родной в этой семье? Для подростка раскрытие такой информации действительно может стать психологической травмой, которая может привести к срыву, дезорганизации поведения.

Специалисты советуют сообщить ребенку о том, что его взяли в семью, в дошкольном возрасте, когда малыш уже будет в состоянии понять это. Причем сообщать эту информацию надо в позитивном ключе, подчеркивая, что ребенка выбрали, увидели и сразу полюбили.

Семьи, воспитывающие приемных детей – особые семьи с особыми проблемами, нуждающиеся в особой помощи. Поэтому родителям, имеющим приемных детей, не следует отказываться от помощи специалистов – психологов, медиков и социальных работников.

Оцените статью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

пять × три =

Комплименты ребенку - это важно

Комплименты ребенку – это важно

Роль бабушки в воспитании ребенка

Роль бабушки в воспитании ребенка