in , ,

Сказка как средство воспитания

Сказка как средство воспитания

Долго ли, коротко ли, каждый из нас когда-то строил свое мировоззрение с детских сказок. Прошли годы, мы выросли и у нас появились свои дети – и теперь уже наступила наш черед открывать перед малышами увлекательный мир, затаившийся на страницах ярких книжек с картинками.

Воспитание сказкой

Как ни странно, но многие строки из старых сказок нам даже не приходится вспоминать – настолько сильные впечатления они оставили в детские годы. Однако, перечитывая привычные истории, мы начинаем воспринимать их с позиций приобретенного опыта и взрослой литературы – многие поступки героев начинают казаться нам смешными, а события – надуманными.

Мы начинаем сомневаться – а сможет ли несколько наивных историй, рассказывающих о нелогичных, нереальных и гротескных вещах, повлиять на мировосприятие нашего ребенка? Научит ли сказочка про курочку Рябу наше чадо отличить насилие от равнодушия, сможет ли Колобок научить ребенка толерантности, поможет ли Иванушка-дурачок, получающий пол-царства практически «на халяву», выжить малышу в нашем жестоком мире?

Взгляните на себя. Вы живы, здоровы, способны отличить черное от белого и выстроить свои взаимоотношения с окружающими и все это вы получили с опытом, заложить фундамент которого помогли сказки. В волшебных сказках и сказках про животных ребенку предлагается идеальная модель мира, такого, каким мы хотели бы его увидеть. На примере поступков положительных и отрицательных персонажей, главных и второстепенных героев сказки доносят до детского сознания вечные ценности, без которых невозможно полноценного существования человеческого общества.

Мы можем без конца твердить ребенку, что можно делать и что делать нельзя, как необходимо себя вести и как себя вести недопустимо – не подкрепляя свои слова интересным и доступным детскому пониманию примером, мы рискуем вызвать у малыша обратную реакцию – непонимание, отторжение и стремление сделать наперекор. Воспринимая сказку и пропуская обрисованный в ней мир через свое воображение, ребенок учится мыслить самостоятельно.

Подбирайте сказки целенаправленно и продуманно, основываясь на ваших задачах и учитывая возраст вашего ребенка. Повествование и сюжетные линии должны строится по возрастающей – от простого к более сложному.

Уже после трех лет, когда на смену элементарным кумулятивным сказкам про животных приходят обладающие сложной конструкцией волшебные сказки, малыш может вполне адекватно оценить ситуацию, сделать выводы и определить, что в данной истории является позитивным, а что – негативным.

Возраст от 3-х до 5-ти лет – время познания ребенком самого себя, своей роли и своего окружения. В этот период дети стараются не только сравнивать себя с главными героями волшебных сказок, но и ставить себя на их место.

Чем старше становится ребенок, тем четче он осознает разницу между собой и другими людьми. Именно поэтому после 6-ти лет ему рекомендуется читать более неоднозначные сказки (литературные), в которых даже положительные герои могут ошибаться и совершать неблаговидные поступки. В процессе чтения сказок задавайте ребенку вопросы, старайтесь выяснить его мнение и причины его суждений – «почему ты считаешь именно так?», «кто прав в этой ситуации?», «как бы ты поступил на месте героя?».

Формирование этических принципов с помощью сказки

Сказка – это наиболее простой и интересный способ формирования этических принципов и картины мира у малыша. Не пытайтесь изобрести велосипед и создать кардинально новую систему воспитания – доверьтесь опыту наших мудрых предков, зашифрованному в каждой строчке детской сказки. Не сомневайтесь в действенности этого способа – посмотрите на себя, ведь именно воспитание сказкой помогло вам стать таким замечательным человеком. Читайте детям сказки!

Оцените статью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

два × два =

Современные мусульманские имена мальчиков и их значения

Современные мусульманские имена мальчиков и их значения

Воспитание толерантности в школе и семье

Воспитание толерантности в школе и семье