Содержание
Многие родители хотят воспитать в своем ребенке достойного человека, который послужит им не только опорой в старости, но и предметом их постоянной гордости. Но, несмотря на то, что такие цели ставят очень многие родители, все же зачастую так получается, что дети вырастают не теми, кого ожидали их увидеть родители. Это происходит из-за того, что многие родители не знают, как надо, а как не надо воспитывать своего ребенка.
Неправильные методы воспитания детей
Чаще всего, ошибка родителей заключается в том, что они выбирают неправильные методы воспитания. Вот несколько наиболее распространенных ошибочных методов воспитания:
1. Воспитание по примеру “Золушки”, когда родители практически всегда недовольны своим ребенком и его поступками.
2. Воспитание детей в условиях большой моральной ответственности. В таких условиях, родители создают слишком высокие требования для своих детей, которые им не под силу. Это проявляется в том, что родители очень мало начинают уделять времени своим детям, считая, что они уже достаточно взрослые.
3. Гиперсоциальное воспитание заключается в том, что родители постоянно делают акцент на том, что ребенок должен себя вести так, как это принято в обществе, в котором они живет. Опасность такого воспитания проявляется в том, что ребенок начинает приобретать различные стереотипы, от которых не так легко избавится в дальнейшем.
Как надо воспитывать ребенка
Зная неправильные методы воспитания, вы сможете избежать этих распространенных ошибок. А знания правильных методов воспитания, поможет вам вырастить из ребенка того человека, которого бы вы хотели видеть в будущем:
Первый метод хорошего воспитания детей проявляется в том, что вы создаете из детей “кумиров семьи”. Вы их постоянно хвалите, говорите какие они хорошие и т.д. Но здесь уметь соблюдать баланс, поскольку если вы слишком сильно будете их хвалить, то они могут стать эгоцентричными, капризными или изворотливыми (уклоняются от семейных обязанностей).
Второй метод заключается в том, что вы изначально воспитываете послушного ребенка, уважающего своих родителей. Этого можно добиться, если мать никогда не будет, мешать отцу, делать замечание ребенку, даже если думает, что он не прав. Отец точно также должен поступать и когда мать делает замечание ребенку. Также в этом методе, родители очень часто дают своим детям серьезные поручения, давая им тем самым возможность проявить себя.
Третий метод воспитания ребенка заключается в том, что родители изначально прививают ему духовные ценности. Зачастую это означает, что ребенок уже в детстве начинает ходить в воскресную школу, а в дальнейшем поступает в духовную семинарию.
Воспитание детей в семье
Педагогика разделяет семейное воспитание на три стиля: авторитарный, либеральный и демократический. Авторитарный стиль воспитания отличается стремлением старших членов семьи максимально подчинить своей власти младших, что проявляется в пресечении всех инициатив последних, жестком требовании выполнения поставленных заданий, строгом контроле их поведения, интересов и даже желаний. Данному стилю воспитания присуща безаппеляционность и суровость суждений родителей.
Основные стили семейного воспитания
Главными средствами, которые используют старшие для достижения собственных целей при авторитарном стиле, являются угрозы и принуждения. Коммуникационная сфера характеризуется преимуществом старших над младшими. Применения в семье авторитарного стиля воспитания может привести к психологическому отчуждению детей от внешнего мира и сформировать враждебное отношение к окружающим людям. Какие еще существуют стили воспитания?
Демократический стиль воспитания проявляется в стремлении старших создать теплые отношения с младшими, поощряя их самостоятельность и инициативность. Родители не строят из себя непогрешимых и объясняют детям все мотивы своих требований к ним. Отношения основываются на доверии к детям, что является главным отличием данного стиля в плане контроля от авторитарного стиля воспитания. Основными средствами достижения родительских целей являются поощрение и одобрение. Коммуникационная сфера основывается на взаимодействии старших с младшими.
Как выбрать правильный стиль семейного воспитания
Либеральный стиль воспитания предусматривает всепрощенчество и запредельную терпимость родителей по отношению к проступкам их детей. Такой стиль воспитания может базироваться или на чрезмерной родительской любви, или на их отрешенности от воспитания своих детей. Применение данного стиля воспитания детей часто приводит к формированию неорганизованных, недисциплинированных и безответственных личностей.
В реальных условиях вышеописанные стили воспитания детей в чистом виде встречаются крайне редко. Как правило, на практике применяются компромиссные варианты. Более того, родители могут реализовывать разные стили воспитания несогласованно (например, мать – либеральна, а отец – авторитарен).
Таким образом, можно утверждать, что в каждом отдельном случае речь будет идти об индивидуальной технологии семейного воспитания. В соответствии с анализом практики, комплексные черты компетентных детей соответствуют наличию четырех измерений в родительском отношении: эмоциональной поддержки, общения, социальной зрелости и требовательности. Следовательно, оптимальное условие воспитания заключается в сочетании высокой требовательности и демократичностью, а также принятием ребенка с таким характером, который у него в данный момент.
Родители, избегающие детей, обладают более низким уровнем всех параметров по сравнению с родителями компетентных детей. Кроме того, для избегающих детей родителей характерно более требовательное и контролирующее отношение, но такое же теплое, как и у родителей детей незрелых, которые оказываются абсолютно неспособными к контролированию детского поведения из-за своей эмоциональной незрелости.
Воспитание – цели и задачи
Для формирования здоровой полноценной личности необходимы соответствующие условия. А эти условия создаются в семье, где у ребёнка закладываются ростки будущей личности. Важным в формировании личности является правильное воспитание.
Прежде чем погрузится в эту тему, давайте определим, что же такое воспитание. Как и множество явлений в социуме воспитание является процессом. Это процесс воздействия на человека, причём воздействие это систематическое и целенаправленное. Направлено оно на развитие человека как в физическом , так и в духовном плане.
Но процесс воспитания нельзя отделять от процессов обучения и образования, так как он неразрывно с ними связан. Все эти процессы рассматривают человека как целое. В отличие от обучения, которое направлено на развитие интеллектуальных процессов, воспитание направлено на формирование личности человека, его взаимоотношений с внешним миром.
Воспитание играет огромную роль в развитии человека, несмотря на то, что некоторые говорят о полной бессмысленности воспитания, если человек оказался в неблагополучной социальной среде. Однако, всё же, воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя.
Цели воспитания
Если рассматривать педагогический подход, а именно среднюю школу, то главной её целью является способствование разноплановому развитию личности и раскрытию его творческого потенциала.
Развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания.
Вообще существует несколько видов воспитания, в зависимости от характера деятельности человека.
Выделяются следующие виды: умственное, физическое, трудовое, политехническое, нравственное и эстетическое воспитание.
Каждый из этих видов воспитания ставит перед собой свои собственные воспитательные задачи.
Физическое воспитание, например ставит перед собой задачи укрепления здоровья, правильного физического развития человека, повышения физической и умственной работоспособности, развивать и совершенствовать природные двигательные качества, а также нравственные качества, такие как: смелость, настойчивость, решительность, дисциплинированность, коллективизм…
Трудовое воспитание призвано способствовать формированию трудовых действий, складыванию производственных отношений.
Стимулирование интереса к производственной деятельности – основная задача политехнического воспитания.
Приобщение к ценностям эстетики и включение в эстетическую деятельность – задача эстетического воспитания.
Приобщает к миру общечеловеческих ценностей нравственное воспитание.
Воспитание в школе является частью педагогического процесса. Главная задача педагога как воспитателя состоит в том, чтобы внешние по отношению к воспитанникам опыт, знания, ценности, нормы перевести во внутренний психический план. Значит, чтобы эти внешние идеалы отражались в поступках и поведении учащихся.
Значение воспитания
Значение правильного воспитания нельзя недооценить, ведь независимо, где оно осуществляется: в семье, в школе или на рабочем месте, оно способствует формированию человека как личности