Содержание
Родители, глубоко и серьезно обеспокоенные формированием личности своего ребенка, прекрасно понимают, что от того, в какое дошкольное учреждение он пойдет, от того по каким программам он будет заниматься в начальной школе, от того кто будет рядом с ним в это время, во многом зависит будущее малыша. Существует немало методик для развития ребенка. Есть методики давние и хорошо себя зарекомендовавшие, есть новые и амбициозные. Пожалуй, неверно будет делить их на эффективные и неэффективные, все они хороши, вопрос только в том, подойдут ли они для конкретного ребенка. Поэтому, родителям неплохо знать основы хотя бы нескольких методических систем воспитания.
Известно много различных систем воспитания детей. Стоит рассмотреть системы воспитания некоторых известных педагогов. Так вы сможете выбрать подходящий метод воспитания для вашего ребенка.
Основные методики воспитания
Методика Марии Монтессори
Мария Монтессори (1870 – 1952) разработала самую популярную систему воспитания. Мария была итальянским врачом. Ее систему уже на протяжении ста лет активно используют родителя и педагоги. Суть этой системы заключается в том, что ребенок с самого раннего возраста начинает самостоятельно осваивать мир. Родители только помогают ему в этом. Воспитатель становится помощником для крохи только тогда, когда малыш попросит его о помощи. Если просьбы нет, то воспитатель просто следует везде за ребенком. Педагог в этом случае – друг и наставник ребенка, а не диктатор. Если детский сад работает по системе Монтессори, то группы его поделены на зоны. Каждая зона выполняет определенные функции. Например, в зоне упражнений ребенок учится бытовым делам (завязыванию шнурков, мытью посуды и т.д.). В зоне сенсорного развития ребятишки развивают обоняние и слух, учатся распознавать разницу температур.
В отличие от методики Домана, система Монтессори направлена на занятия детей в группе, причем в группе должны быть разновозрастные дети. Таким образом, младшие будут обучаться у старших, тянуться за ними, а старшие начнут учиться ответственности, заботе за малышами. Основная идея этой методики в том, что ребенок всему научится сам, его надо лишь грамотно направлять в нужном направлении.
Ребенку предоставляется право выбора, поэтому индивидуальный подход к каждому, это один из главных принципов методики, хотя дети занимаются в группе. Дети, обучавшиеся по методике Монтессори, хорошо социализированы, быстрее осваивают правила хорошего поведения и этикета. Воспитатель здесь выступает в роли наблюдателя или, как сейчас модно говорить, фасилитатора процесса.
Вальдорфская методика воспитания
Следующий известный педагог – Рудольф Штайнер (1861 – 1925). Он продолжил идеи Иоганна Песталоцци (великого педагога), сформировав принципы вальдорфской педагогики. Эта альтернативная система методу Монтессори. Развитие ребенка происходит гармонично, также раскрывает творческий потенциал малыша. Смысл методики в том, что педагог для крохи – это пример и идеал для подражания. Воспитатель помогает ребенку познавать мир, ведет его везде за собой. Главным здесь являются занятия народным творчеством и возврат к природе.
Основой этой методической системы является принцип «не навреди». Имеется в виду, что взрослые должны трепетно относиться к духовному миру каждого ребенка, не перегружать его информацией, а создать ему необходимую благоприятную познавательную среду. Главной особенностью воспитания по этой методике является донесение до детей нового материала большими периодами, блоками. Каждый блок длится 3-4 недели. В результате этого ребёнок полностью вживается в изучаемую тему и в результате он испытывает удовлетворение, что он успешно освоил материал. Первые детские школы по вальдорфской системе появились еще в начале 20 века, однако, в последние годы появился большой интерес к данной системе, в том числе и в нашей стране. Правда, только в детских дошкольных учреждениях.
Методика раннего развития Глена Домана
Американский военный врач Глен Доман заметил очень быстрый способ умственного развития детей. Это случилось в конце 1940 года, когда нейрохирург Глен Доман искал способы реабилитации нервной системы у детей-инвалидов. Чтобы достичь активизации быстрого и эффективного развития мозга, достаточно начать стимулировать один из органов чувств. К примеру, органы зрения. Уроки, проводимые по методике Домана, длятся всего несколько секунд. Ребенку показывают карточку с изображением или надписью и громко и четко произносят вслух то, что там нарисовано или написано. Следующий урок будет проходить уже с другими карточками. Эти крохе покажут не ранее, чем через месяц. В день таких уроков проводят очень много, количество их должно быть не менее 50.
Методика поражающая своей результативностью, дети, с которыми занимались по методике Домана, уже к трем годам умеют читать, говорят на иностранных языках, уверенно считают и, кроме того, хорошо развиты физически. Достигается это тем, что с ребенком с самого раннего возраста (уже на первом году его жизни) занимаются по несколько раз в день быстро показывая ему карточки с картинками и словами. Доман полагает, что природная потребность ребенка к познанию мира, позволяет ребенку безболезненно и охотно освоить большой объем информации. В сочетании с особой динамической гимнастикой, проводимой с ребенком ежедневно, методика Домана позволяет сформировать гармонично развитую личность. Однако наибольшая сложность этой методики в том, что она требует очень длительных и интенсивных индивидуальных занятий с ребенком. И занятия эти, конечно, следует проводить в семье.
Существует и японская система воспитания. Согласно ей 5 лет ребенку позволяется практически все, ему ни в чем не отказывают. Ребенок 5-15 лет уже вводится в мир строгих запретов и ограничений. Подросток после 15 лет превращается в полноправного члена общества, как и взрослые люди. Выбор системы воспитания – личное дело всех родителей. Важно лишь помнить, что все люди строго индивидуальны.