Если уж взрослые чего-то боятся и опасаются, то дети тем более. Но только дети способны бояться всего и сразу, со всей искренностью и размахом воображения. Считается, что детские страхи неизбежны и временами необходимы. Где провести грань между нормой и патологией? И как правильно реагировать на страхи ребенка?
Дети растут, и часто страхи растут с ними вместе. Чем активней расширяется их кругозор и больше развивается их фантазия, тем острее дети могут осознавать опасность, пусть даже надуманную. В то же время не стоит считать, что если ребенок не боится ничего, – то это хорошо. Такой «смелый» ребенок еще больше вызывает опасение за свою судьбу. Только внимательным родителям (а если надо, и врачам) под силу увидеть грань между нормальным «охранным» и патологическим страхами. Любые страхи мешают детям, в прямом и переносном смысле. Они терзают его душу, могут вызвать невротические расстройства, и ребенок попадет в психологическую изоляцию, выбраться из которой без посторонней помощи будет трудно. Подобные проблемы тормозят развитие психики и мешают адекватному восприятию мира. В таком случае ребенок не в состоянии раскрыть заложенный в него интеллектуальный потенциал, проявить таланты и реализовать себя. Более того, страх блокирует открытое проявление эмоций, что ведет к появлению комплексов уже в подростковом возрасте, когда обостряется конфликт между разумом и чувствами.
Хотя дети быстро забывают о душевных ранах и переживаниях, это вовсе не означает, что их больше нет. Переживания и страхи уходят глубже в подсознание и продолжают там жить в тени. Весь этот «шлейф» страхов незаметно формирует механизмы поведения, которые остаются с нами на протяжении жизни и таким образом влияют на поступки, мысли. Поэтому Юнг называл детские страхи и травмы причинами взрослых неудач.
Откуда берутся страхи?
Как показывает практика, причиной большинства детских страхов являются сами родители. Что проще всего сказать ребенку, чтобы он послушался? «Ешь давай, а то бабайка тебя заберет!» – или другие похожие слова. Так и получается искажение детского сознания Бабой-Ягой и прочей нежитью. Сюда можно отнести и страх несоответствия кому-то («Вон папа аккуратно есть, а ты нет») и страх потери или лишения («Не уберешь игрушки, не пойдем гулять»). Часто поведение взрослых служит толчком для негативных фантазий ребенка. Что же ему думать, когда на вопрос «Почему нельзя туда ходить?» слышат «Потому что» или лаконичное «Нельзя и всё»?
Еще одним поводом для беспокойных фантазий может быть информационная пресыщенность. Поэтому следите, что ваши дети смотрят по телевизору, и какие сказки читают. Пусть будет в них меньше драматизма – у детей все одушевленно и эмоционально, всё ими воспринимается всерьез.
Наиболее легкие для коррекции являются внушенные страхи – произошел случай, который испугал ребенка (к примеру, собака укусила). Бывает, в подобных ситуациях у ребенка страх перерастает в стойкий, но не столь заметный окружающим. Будьте внимательны к детям! Ни один страх не проходит бесследно. В наших силах уменьшить его влияние на будущее ребенка.
Справляемся с детскими страхами
Непреодоленные детские страхи ведут к последствиям различной степени тяжести: от тревожности, капризности, агрессии, аутизма, закомплексованности, неврозов до серьезных патологий психики. Поэтому важно помочь ребенку своевременно справится со своим страхами. За помощью к специалистам следует обращаться, если страх ребенка перерос в фобии и носит патологический характер. В случае, когда страх не причиняет малышу сильного беспокойства, можно попробовать сначала справится своими силами. Большинство возрастных и внушенных страхов поддаются корректировке внимательными и участливыми взрослыми, с которыми у ребенка доверительные отношения.
Прежде всего, стоит понять, чего именно боится ребенок, как он объясняет свой страх. Для этого необходимо поговорить с ребенком в спокойной обстановке, когда малыш настроен доверительно. Ребенку важно чувствовать вашу поддержку, в том числе это должно проявляться и на физическом уровне – сядьте рядышком с малышом. Беседа играет ключевую роль в избавлении от страхов. Она должна быть неспешной и подробной. Вопросы должны быть простыми и понятными малышу, в противном случае можно спровоцировать еще больший страх. Возвращаться к вопросам о страхе следует время от времени, чтобы избежать невольного внушения еще одного. Нельзя реагировать на слова ребенка слишком эмоционально, негативно или вовсе оставаться равнодушным. Ваша реакция должна быть спокойной. Постарайтесь обсудить с ребенком его переживания, «проговорите» их. Чем больше малыш поговорит с вами о страхе, тем быстрее он избавится от него. Расскажите ребенку о своих детских страхах, о том, как вы с ним справились. Ваш пример придаст ему сил и уверенности.
Рекомендации по коррекции детских страхов
- Фантазия ребенка настолько яркая и пластичная, что может служить как источником страха, так и «лекарством» от него. Пофантазируйте вместе с ребенком, как он попадает в ситуацию, навеянную страхом, как он с мужеством и отвагой справляется с ней, как побеждает свой страх. Подкрепите результат положительными примерами из знакомых ему сказок.
- Нет ничего действеннее для избавления от страхов, как подробная информация о предмете страха. Попробуйте почитать с малышом соответствующие книги.
- Помогите ребенку почувствовать контроль над вещами, которых он страшится. Попросите малыша выбрать игрушку и назначить ее своим защитником.
- Выполняйте упражнения на расслабление. Научите ребенка глубоко медленно дышать и попросите представить, как он находится в приятном для него месте (например, отдыхает на мягком облачке, строит замки из песка на берегу моря).
- Следите за дисциплиной ребенка, введите режим дня. Чудовища в детских страхах – это отражение самих детей, точнее, отражение их восприятия собственной агрессивности. Ночные страхи очень символичны и показывают, что происходит в жизни детей. Если поведение детей днем не контролируется, если им позволяется бить своих родителей или категорично не соглашаться с их мнением, то они, вполне вероятно, будут страдать от ночных страхов. Ведь родители в глазах детей почти всемогущи, поэтому они должны чувствовать ваше превосходство над вспышками своей агрессивности. Детям необходима лучше организованная и эмоционально упорядоченная жизнь.
- Не занимайтесь «закаливанием» страхом, это еще ни разу не помогало ребенку преодолеть его. Малыш может испугаться еще больше и замкнуться в себе. Не стоит относится к детским страхам как к капризам или глупостям. Ребенку важно доверять и полагаться на родителей. Никогда не стыдите и не наказывайте ребенка за испуг, лучше переключите его внимание на более приятные вещи, займите его игрой.
- Будьте последовательны в своих поступках, поддерживайте ребенка, приободряйте, но не идите у него на поводу, не потакайте его страхам. Так вы показываете свое безразличие и невнимательность.
- В борьбе со страхами полезны маленькие хитрости. Однажды в детстве моя бабушка сказала, что монстры из-под кровати пугают, только когда голодные, и посоветовала положить на ночь под кровать печенье. Рано утром она незаметно меняла печенье на несколько деталей купленного заранее конструктора – так, по ее словам, благодарили меня монстры. Через пару подобных ночей она положила под кровать весь оставшийся конструктор, сказав, что чудовища наелись и ушли другим детям дарить подарки. Больше они так и не возвращались!