Как известно, звуковая речь является главным средством общения людей, поэтому так важно, чтобы эта речь была правильной и внятной. В этом огромную роль играет воспитание звуковой культуры речи.
Сущность вопроса
Воспитание звуковой культуры речи начинается с самого рождения. Самым оптимальным периодом её развития считается детсадовский.
У звуковой речи есть несколько аспектов. Однако всегда её рассматривают, как единое целое. Это лингвистический, физиологический и физический аспекты.
Знание и изучение этих аспектов помогает лучше понимать, каким образом речь формируется и развивается у детей, а ,значит, помогает выбрать наиболее продуктивные методы в воспитании звуковой речи.
Как известно, каждому языку присуща своя система звуков. В каждой стране дети усваивают те звуки, которые характерны их родному языку.
Звуковая культура речи – это и фонетическая, и орфоэпическая правильность, а также выразительность и чёткая дикция.
Воспитание звуковой культуры речи включает в себя: способствование правильному произношению звуков и слов. Для этого нужно развивать речевой слух, дыхание, моторику артикуляционного аппарата, а также воспитание речи, правильной со стороны орфоэпии. Это значит – говорить правильно, согласно установленным нормам произношения. Сюда включается также правильная постановка ударения.
Продуктивным в плане воспитания звуковой культуры речи является возраст пяти лет, потому что именно в этом возрасте ребёнок уже отличается правильным произношением всех звуков.
Есть специальные упражнения для пятилетних детей. В произносимых словах анализируются звуки. Для этого есть различного рода скороговорки, потешки и стихотворения. Они отличаются тем, что в них нужно повторять трудно произносимые звуки. Сначала ребёнок повторяет фразы за взрослым, а потом говорит, какой звук более всех повторяется.
Эти упражнения нужны, чтобы помочь ребёнку выработать правильное произношение определённых звуков , а также развить речевой слух.
Например, есть такое упражнение для правильного произношения звука ш.
Взрослый зачитывает пары слов, в составе одного из которых есть звук ш, а в составе другого нету. Например: лошадь – корова, вишня – яблоко… При этом можно использовать муляжи этих предметов. Звук ш произносится более протяжно и громко. Потом взрослый спрашивает у ребёнка, какой звук наиболее часто повторяется. Если ребёнок ответил правильно, то взрослый рассказывает, как правильно произносить звук ш. Кончик языка должен быть поднят к верху, а губы вперёд вытянуты. Сначала взрослый показывает сам, а потом просит повторить малыша. Таким же образом учат произносить и остальные звуки.
Значение
Таким образом, воспитание звуковой культуры речи очень важно для формирования ребёнка. Оно осуществляется плодотворно в пятилетнем возрасте. Во многом родители могут этому способствовать, главное чаще заниматься со своим малышом.